ШКОЛА… Какой она остается в памяти своих учеников? Какие уроки дала каждому из нас школа? Уроки знаний? Добра? Товарищества? Любви? Может быть обиды и разочарования? Школа — особая эпоха в жизни каждого из нас.
А какой след школа оставляет в жизни учителей, в ней работавших? Учителя живут по своему календарю, у них и Новый год начинается не как у всех, а 1 сентября, и каждый день для них — классная работа.
Но и учеников и учителей объединяет в одну семью школа, в которую они приходят — одни учиться, другие — учить. Школьные коридоры, кабинеты, звонкие голоса учеников, тишина уроков — наверное все помнят школьные стены. И каждый год 1 сентября школа встречает своих детей и педагогов, давая им тепло и защиту. Школа — это не номер — это здание, тот дом, в котором проходили самые лучшие годы детства.
История многих школ города оборвалась и осталась теперь только в памяти ее учителей и учеников. Все они были особенными, не похожими на другие: школа №46, «Русская школа», школа №51 была школой с углубленным изучением математики, физики, литературы, истории, обществознания, школа №55 тоже имела свою особенность.
С 1 сентября 2006 года весь педагогический и ученический коллектив школы №51 начал учебный год в здании школы №58, занимая там отдельный этаж. 9 марта 2007 года школа была ликвидирована путем присоединения к школе №58.
В этом году нашему городу исполняется 70 лет. Ровесницей нашего замечательного города была и остается одна из лучших школ в истории города — школа №51. Выпускники не забыли ее, они готовят Вечер встречи выпускников и учителей, посвященный 70-летнему юбилею своей самой родной и любимой школы.
Давайте вспомним, какова же была долгая 53 летняя история одной из старейших школ города. Ее легко восстановить, ведь с самого её основания велась летопись школьной жизни, состоящая из 12 больших альбомных томов.
Начинается история школы с самого первого 1953-1954 учебного года. Последние страницы посвящены событиям 2005-2006 учебного года. События каждого учебного года, вносили в летопись выпускные классы, получая ее от выпускников на последнем звонке. И передавая ее следующим выпускникам. Первый том летописи был оформлен к 10 летнему юбилею школы. Такой подарок сделали выпускники 1963 года, классный руководитель Черепанова Галина Ивановна, оформив 1 том и восстановив события с 1953 по 1963 годов. С тех пор, с 1963 года выпускные классы каждый год оформляли страницы летописи со своими классными руководителями. Помимо этих томов школьной истории, в архиве школы, хранящемся в Доме Учителя, есть школьные грамоты, благодарности и поздравительные письма с 1950-х годов. Сохранилось, помимо размещенных в летописях, более 1500 фотографий, освещающих мгновения школьной жизни. К 70 летнему юбилею все эти фотографии будут оформлены в альбомы-фотоколлажи и переданы в Дом учителя.
В школе были хорошие традиции вести дневники классов, и такие материалы тоже есть в архиве школы. Сохранились кинопленки, рассказывающие о походах и поездках учеников, видеозаписи последних десятилетий жизни школы. Школьный музей, возрожденный Ватолиной Ириной Германовной в 2000 году, получил лицензию и содержал ценнейшие экспонаты: знамя пионерской организации школы №51, получившей звание им. Ю.А. Гагарина, вымпелы и пионерские горны, дневники и тетради, щедро переданные ее выпускниками в школьный музей, школьные принадлежности, отреставрированная парта советских лет, портфель, чернильницы и ручки, Буквари, экзаменационные билеты и другие интересные элементы школьной жизни. Музей стал одним из любимых кабинетов для многих учеников школы, пока там работала Ирина Германовна. Ученики школы с удовольствием помогали в реставрации альбомов, готовили экскурсии и ощущали неразрывную связь с десятками прожитых школой лет. После реорганизации все материалы были переданы в музей школы № 58, а позже, часть из них, в Дом Учителя, в музей истории школ города. Там же находятся архивные материалы и все сохранившиеся материалы всех школ, в том числе и ликвидированных.
Какова же была история 51 школы, номер которой уже для многих и незнаком. Давайте полистаем страницы школьных летописей и прикоснемся к удивительной истории школьной жизни 2384 учеников, закончивших школу №51 и более 160 учителей работавших в ней за долгие 53 года насыщенной школьной жизни. Можно по разному рассматривать качество работы школы, но одним из общепринятых всегда было количество медалистов в выпускных классах. Вспоминая историю 51 школы, мы этот критерий и возьмем для примера.
Школа — это администрация, учителя, вожатые, библиотекари, организаторы и другие работники. Чем же славен был учительский коллектив 51 школы?
Первый педагогический состав сформировался из молодых педагогов, пришедших в построенное здание 1 сентября 1953 года. Всего за 53 года работы школы сменилось 7 директоров.
Первым директором новой школы в городе стал Макридин Александр Иванович.
Участник Великой Отечественной войны, танкист, капитан запаса, участник штурма Берлина, награжден 4 боевыми наградами. В первые годы работы школы в ней обучались дети из соседнего поселка Верх-Нейвинский, но постепенно школа наполнялась учениками всего Привокзального района.
Сменила его на посту директора Зинькевич Мария Игнатьевна, и 8 лет возглавляла школу, с 1956 по 1963 годы.
Учителя и ученики вспоминают Марию Игнатьевну как строгого, но очень профессионального руководителя. Завучем стала Шаповалова Екатерина Власовна. Активно работали учительские партийная и комсомольская организации, под руководством Черняевой М.П., учителя истории и Ткачевой И.К., учителя химии. Творческое вдохновение, энергия, инициативность становятся неотъемлемыми чертами работы педагогов. Такая увлеченность дала свои результаты и в 1956 году в школе появились первые медалисты. Всего с 1956 по 1963 год выпускники получили 7 медалей за отличную учебу, 5 золотых и 2 серебряных.
Дербуков Иван Иванович руководил школой 15 лет, с 1964 по 1979 годы.
Участник ВОВ с августа 1941 года, политрук, майор, участник Курской битвы, взятия Кенигсберга, награжден 4 боевыми наградами, закончил военную службу в 1957 году, стал работником Политотдела Среднеуральского управления строительства в нашем городе и назначен директором школы в 1964 году. При нём школа стала одной из лучших в городской системе, завоевала авторитет среди жителей города. Велась целенаправленная работа по созданию высокопрофессионального педагогического коллектива, пришло много новых педагогов, некоторые остались работать в ней на всю свою жизнь, отдав школе все годы. В школу приглашались выпускники ведущих ВУЗов страны (Москва, Ленинград, Свердловск), выпускники школы становились в ней же учителями. При Дербукове И.И. в 1965 году в 51 школе создаются первые в городе математические классы, набор в которые был из всех школ города. Преподавание в этих особых классах было доверено молодым учителям, которые увлечённо работали в лучших математических классах города. Как результат — все 15 лет работы Дербукова И.И. школа ежегодно выпускала медалистов, всего было 43 медалиста, 19 золотых и 24 серебряных медалей получили наши выпускники. Вся администрация школы, все педагоги школы работали для создания имени школы, её авторитета и разнообразие школьной жизни. Количество призовых мест в конкурсах, олимпиадах, смотрах, соревнованиях — это тоже результат работы педагогического коллектива школы.
Недолго, всего 2 года был директором Жуков Евгений Александрович, учитель литературы
Евгения Александровича сменила на этом посту Мухамедзянова Татьяна Юрьевна и руководила школой 11 лет, с 1981 по 1991 год.
Это было время больших перемен. Началась перестройка всей страны, в том числе и системы образования. Изменяются органы власти, структура управления, программы, учебники, предметы, система аттестации педагогов, финансирование, наполняемость классов, требования к обучению, система ценностей и мировоззрение. Но трудный отрезок своей жизни школа выдержала под руководством нового директора. Пережить все изменения и сохранить уровень обучения, качество педагогического профессионализма было нелегко. В 80-е годы в школу приходит снова много новых учителей, а учителя ветераны уходят на заслуженный отдых. И все же даже в эти годы школа выпускала учеников с отличными знаниями. Всего в этот период получили золотые и серебряные медали — 10 медалистов, из них 4 золотых и 6 серебряных.
Тюпаева Валентина Григорьевна пришла в школу №51 завучем, руководила воспитательной работой.
Когда встал вопрос о переходе Мухамедзяновой Т.Ю. на руководящую должность в Управление образования, не было сомнения — кто возглавит школу в этом случае. Тюпаева В.Г. руководила школой тоже 11 лет. Педагогический состав продолжал пополняться новыми учителями, выпускниками университетов и институтов. Уходили на заслуженный отдых ветераны, но часть из них еще продолжали трудиться, создавая особую атмосферу в школе — уважение к учебному труду, к ученикам, высокий авторитет учителя, воспитание любви к учебным предметам, высокое качество обучения и глубокие знания учеников. Педагогам, вливающимся в коллектив школы, прививались те же качества, таковы были традиции школы! Валентина Григорьевна не только сохранила лучшие черты школьной жизни, но внесла значительные изменения. В школе были вновь созданы профильные физико-математические классы с углубленным изучением математики и физики. Впервые в городе были созданы гуманитарные классы с углубленным изучением литературы, истории и обществознания. Учителя литературы прошли повышение квалификации в УрГПУ, преподаватели которого приезжали для чтения лекций ученикам гуманитарных классов. На уроках изучалась зарубежная литература. Расширение гуманитарного образования дало свои плоды: выпускники поступали на филологические факультеты и факультеты журналистики в разных ВУЗах страны, некоторые из них работают в нашем городе. Углубленное изучение истории и обществознание позволяло выпускникам поступать и обучаться в юридических, экономических ВУЗах, получать профессиональное образование в сфере госслужбы, военные специальности и другие.
Результатом такого реформирование школьной системы стал рост числа лучших учеников школы — медалистов. С 1992 по 2002 год, за 11 лет при Тюпаевой Валентине Григорьевне школа выпустила 43 медалиста, 23 золотых и 20 серебряных.
В 2003 году школе исполнялось 50 лет, но свой золотой юбилей она встречала с новым директором, Шумаковой И.М., которая сменила Тюпаеву В.Г. За три года руководства школой новый директор постаралась бережно сохранить все старые традиции школы, прежнюю систему обучения, программы и предметы. Качество обучения в профильных классах давало свои плоды и, как сформированные из 9-классников ещё в 2002 году профильные физико-математические и гуманитарные, так и непрофильные классы давали возможность гордиться результатами их учебы. За последние три года работы школа выпустила еще 20 медалистов, 10 золотых и 10 серебряных.
Качество обучения школьников определяется условиями, которые созданы в школе. 51 школа на протяжении всей своей истории смогла создать такую атмосферу в школе, чтобы ее ученики воспринимали свою школу как лучшую. Глубокие знания учителей, особые методики преподавания многих предметов прививали ученикам интерес к изучению предметов, развивали навыки работы. Среди многих учителей 51 школы, беззаветно и честно служивших на ниве обучения были такие, кто и среди своих коллег отличался особыми методиками, формами работы и обучения, большой внеурочной работой. Многие учителя, работавшие в школе 51, награждены Почетными грамотами своих министерств, отмечены Почетными грамотами области и города, стали ветеранами труда, получили звания Отличник народного образования и другие награды. Среди учителей в год закрытия школы, 48% имели высшую категорию учителя.
В основе всей дальнейшей учебы лежит самое начало учебы — годы в начальной школе. В истории 51 школы состав учителей начальной школы насчитывает более 30 человек. Среди них есть те, кто большую часть своей жизни отдал школе № 51. Одни из первых учителей начальной школы, Черменина Екатерина Андреевна и Когригович Прасковья Сергеевна, работали с первых лет в школе. Настоящие советские учителя, строгие, добрые, мудрые! В 60 годы обучали начальные классы учителя Балашенко Нина Алексеевна, Толстова Светлана Викторовна, Зоркова Анна Иосифовна, Киселева Раиса Михайловна. Самофеева Мария Григорьевна. Многие из них проработали многие годы в школе №51, посвятив ее ученикам свои знания, свою любовь и заботу.
В 80-90 годы начальная школа пополнилась новыми учителями, пришедшими на смену ветеранам. Изменения школьного образования задели и начальную школу. В 90 годы в 51 школе появились классы, обучающие с 6 лет. Внедрялись новые учебные программы, стандарты. В летописях мало сохранилось фотографий учеников начальной школы, их учителей, но при подготовке к 70 летнему юбилею в школьном сообществе 51 школы в ВК и ОК выпускники с удовольствием размещают фотографии своих первых учителей и классов.
В 80-е годы педагоги старшего поколения уходили на заслуженный отдых и им на смену пришли новые учителя, которые посвятили школе 51 многие годы своей жизни, в том числе и выпускницы 51 школы: Кондырева Ольга Борисовна, Новикова Ольга Викторовна и другие.
Основная школа формирует самостоятельность в учебном труде, а старшая школа является важнейшим показателем результатов работы школы. От состава учителей в старшей школе зависит общий рейтинг и авторитет школы в городе, потому, что она дает выпускникам путевку в профессию, в жизнь. И среди учителей, работавших в старшей школе, было немало тех, кто создавал этот авторитет школы.
Казакова Тамара Васильевна, учитель географии, выпускница 51 школы, ежегодно организовывала поездки по городам СССР и Уралу. С ней ребята не только по учебникам и ее рассказам на уроках, а своими глазами узнавали самые разные уголки нашей страны — побывали в Киеве, Минске, Ленинграде, Москве, Новгороде, Ульяновске, Волгограде и многих других городах. Черкашина Светлана Мефодьевна преподавала физику по особой системе разноуровнего обучения, зачетов и особой системе накопления баллов. Учитель труда Дудин Владимир Петрович стал организатором первого в городе школьного завода. Его усилиями в школе были организованы мастерские, оборудованные всем возможным оборудованием, и мальчишки вспоминают Петровича как того человека, кто научил их работать руками, и это на всю жизнь осталось в их сердцах. А еще он мог и наказать, по-отечески, но к нему бежали в мастерские и с удовольствием работали на станках. Легендарный учитель физкультуры — Варламов Виктор Михайлович. В 60-70-е годы, как тогда было принято, вел кружки по всем возможным видам спорта: волейбол, баскетбол, футбол, хоккей, теннис, лыжи, проводил дворовые соревнования в соседних со школой домах, руководил секциями, которые вели старшеклассники у малышей, школьные команды занимали призовые места в городских состязаниях по многим видам спорта, награждены грамотами и кубками. Учителя литературы проводили уроки с первых лет работы проявляли высокий уровень профессионализма; уроки — спектакли, уроки-конференции, уроки — репортажи, создавая неповторимую атмосферу обучения. Литературные вечера стали новой итересной траидицией школы. Ученики гуманитарных классов были авторами школьной газеты «Мы». Учитель химии, ветеран школы, автор школьной истории, выпустившая 6 выпускных классов, Ткачева Инна Кирилловна, давала такие глубокие знания по своему предмету, что многие ученики шли по ее стопам и для них химия становилась профессиональным предметом. Минина Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания, обучала своих учеников по системе тематически- акцентированных конспектов урока (кластеров), при которой на уроке каждому ученику нужно было отвечать, работать в парах и взаимообучаться. Как результат — среди ее выпускников школы многие успешно сдавали экзамены по истории и обществознанию, учились в ведущих ВУЗах страны и стали профессиональными историками, философами, юристами, учителями, социальными педагогами, военными специалистами, государственными служащими и пр. (Курочкина (Ключка) Т., Васина Е., Столяров Е., Колосов А., Минина В., Тесля К., Лыта С., Гудкова Е., Никифорова К., Корешкова Т., Кукшинов Л., Кожекина О., Данечкина О., Тюрина А., Фотина Н. и многие, многие другие. В середине 90-х годов в городе впервые прошла политико-экономическая игра «Новая цивилизация», в которой школьная команда по руководством Мининой Н.Н. стала одной из лучших. В 2001 году Минина Н.Н. была организатором и руководителем последней общегородской игры «НЦ». Для многих учеников участие в этой игре определило их профессиональный выбор. Учитель немецкого языка Измайлова Фаина Сергеевна организовывала поездки ребят в Германию, и в школу приезжали учителя и ученики из Германии, для обмена опытом. Как результат — несколько учеников пошли по стопам своего учителя и иностранный язык стал их профессией (Сачук Н., Измайлова Ю. и др.).
Военно-патриотическое воспитание в школе на протяжении всей ее истории было на высоте. И не удивительно. Первый директор школы был ветераном ВОВ. Среди учителей были те, кто пережил войну, кто был неразрывно связан с ее событиями. Среди родителей многие были участниками Великой войны и встречали Великую Победу. Тогда еще все напоминало о войне. С приходом в школу нового преподавателя НВП, настоящей легендой нашего города, Вовк Дмитрия Григорьевича, ветерана ВОВ, участника Парада Победы на Красной площади эта работа поднялась до новых высот. Ученики видели в праздничные дни 9 мая его награды. Вовк проводил в школе смотр строя и песни, проходили военно- партиотические игры, был стрелковый кружок в школе. После сложных лет перестройки в школе вновь возрождается военно-патриотическое воспитание и новые преподаватели возродили клуб военно- патриотического воспитания. Преподаватель ОБЖ Плосков Юрий Михайлович создал в школе военно-патриотический клуб, для многих ребят открыл азы военной дисциплины, мужества, чести и воинской доблести. Многие с достоинством прошли испытание армейской службы и приняли участие в вооруженных конфликтах на территории нашей страны и не только, работают в системе МВД, МЧС и иных органах.
Яркими, незабываемыми были уроки учителей математики в нашей 51 школе. С первых лет учебы математика была любимым предметом многих учеников. В первых математических классах начали работать Митюхляева Галина Васильевна, Черепанова Галина Ивановна. После перерыва в 80-е годы вновь созданные в 90-е годы физико-математические классы хоть и объявляли набор учащихся из школ города, но классы формировались из учеников своей же школы. Преподавание математики Толстоуховой Нины Алексеевны было таким, что самые сложные темы казались простыми и понятными, а на уроках была тишина и усиленная мозговая работа. Выпускники этих классов без труда поступали на самые престижные специальности в любой технический ВУЗ, на любую специальность и на бюджет. Многие из них вспоминают уроки Толстоуховой Н.А. как непревзойденные по степени сложности и понятности. И математика многим ум в порядок привела!
Полного рассказа об успехах и особенностях работы учителей представить невозможно.
Педагогический коллектив 51 школы на момент ее ликвидации состоял из педагогов высокого уровня квалификации. В ее составе было три учителя, получившие звание «Лучший учитель» от фонда Сороса, который по опросам студентов ВУЗов определял лучших школьных учителей.
В составе педагогического коллектива трудились учителя — отличники народного просвещения РСФСР:
Отличники народного просвещения РФ:
Почетные работники народного образования РФ:
Десятки учителей награждены грамотами Министерства образования и Просвещения, получили звание Ветеран труда РФ, Свердловской области, награждены грамотами и благодарностями разных ведомств.
Победители международного конкурса Сороса:
Да, можно смело сказать — «Учителями славилась» школа №51. А славу ей приносили ее выпускники.